Семь самых умных женщин советского кино. Джулия, «Театр»

378

Продолжаю свою серию заметок про самых умных женщин советского кино. Итак, сегодня очередная героиня. В предыдущей заметке я ее проанонсировала как женщину, которая сделала грандиозную карьеру, достигла вершин славы, ловко расправилась с соперницей и обрела после испытаний покой в душе и полное принятие самой себя. Итак:

4. Джулия Ламберт, «Театр»

вия артмане театр

Вия Артмане вложила в эту роль всю себя.

Конечно, это не советская женщина, но фильм снимался в СССР, со всеми вытекающими — бюджет фильма, художественный совет, цензура и т.д. И ситуация, придуманная Сомерсетом Моэмом и переведенная на киноязык, на самом деле могла произойти где угодно и в любое время, в том числе и в наши дни. И Джулия может многому научить нас и сегодня.

Хочу предупредить, что книгу я читала намного чаще, чем смотрела фильм, так что извините, если будут проскакивать какие-то детали, которые были в книге и не имеются в фильме.

Итак, Джулия. Она изначально была очень умной и талантливой дамой. Свой талант не закопала, не сломала, сумела его максимально реализовать. И это, кстати, очень трудно. Мало обладать талантом, надо уметь его пристроить к месту, и очень немногие могут это сделать.

фильм театр

Джулия — суперзвезда

Я в свое время очень любила передачу «Чтобы помнили» Леонида Филатова, в которой он рассказывал о трагических судьбах тех или иных актеров. И мне всегда всех было так жалко, что аж до слез — не поняли, не оценили, обманули.

А потом, когда стала старше и сама много занималась биографиями актеров (писала про них статьи), то начала замечать удивительные вещи. Один исключительно по своей личной инициативе спился, потерял облик, и его перестали снимать (на самом деле далеко не один, это самая основная причина потери карьеры) .

Другой не учил текст, скандалил, портил отношения с режиссерами — и его выгоняли и из театров и со съемочных площадок. То есть виноват исключительно сам.

Далеко не все смогли удержаться на плаву, сохранить свой талант, сделать карьеру — потому что это труд, труд и труд. И безумные ограничения — диета, уход за внешностью, правильный режим и т.д.

Но Джулия все это выдержала и стала звездой, выдающейся актрисой.

фильм театр артмане

Она — королева, Женщина с большой буквы.

При этом она вышла замуж «за самого красивого мужчину в Англии», который при ее горячем участии стал владельцем и режиссером театра – а о чем еще может мечтать актриса?

Семь самых умных женщин советского кино. Джулия, "Театр"

Итак, у нее театр, муж, слава, деньги, роскошный дом, и вообще Джулия Ламберт – «это имя, афиша, публика, касса!». (с) «Укротительница тигров».

Но и на старуху бывает проруха, причем в данном случае буквально. Джулия начала стареть. А возраст – это страшное дело для любой женщины, и, тем более, актрисы.

И поэтому она легко бросается в роман с красивым юношей по имени Том, который «так дьявольски молод». (Снова в нашем зале красавчик Герберт из «Зимней вишни» ( Ивар Калныньш).

Семь самых умных женщин советского кино. Джулия, "Театр"

Бросается для того, чтобы ощутить, что она еще вовсю может пленять сердца. Женщины вообще, «когда им под 40, делают разные глупости».

И Джулия в процессе тоже теряет голову, почти по Булгакову: «Профессор! Это моя последняя страсть!».

Семь самых умных женщин советского кино. Джулия, "Театр"

«Он шулер — его знает вся Москва». Кадр из «Собачьего сердца».

Теряет до такой степени, что совершенно не видит, что Том просто водит ее за нос, используя ее деньги и связи, чтобы самому пробиться наверх. Только что он был бедным клерком, а теперь «сам министр финансов приглашает его на ужин».

Более того, этот нехороший человек начинает через Джулию пропихивать в ЕЕ собственный во всех смыслах театр свою пассию, молодую актрису Эвис.

Эвис фильм Театр

Где уж Эвис тягаться с Джулией — во всех смыслах.

И однажды у Джулии спадает пелена с глаз, и она понимает всю интригу коварного молодого человека.

И дальше она ведет себя просто потрясающе. Миллионы людей просто размазались бы в сопли в такой ситуации — и любовь на самом деле не любовь, тебя использовали, тебе врали. И на самом деле ты стареющая женщина, которая уже не вызывает былых восторгов и страсти.

вия артмане театр

Сколько эмоций передают ее глаза…

Это на самом деле страшный удар – и по самолюбию, и по самооценке, и по вере в людей. Повторю, мало кто его выдержал бы.

Но только не Джулия. Она тут же устраивает грандиозный реванш. Во время первого спектакля Эвис, в котором Джулия, конечно, тоже играет, она делает все, чтобы соперница провалилась – надевает блестящие тюрбан и платье, приковавшие к ней все внимание.

Во время диалога с Эвис уходит вглубь сцены, так что молодой актрисе  приходится отвернуться от зала, и никто не слышит ее слов.

Семь самых умных женщин советского кино. Джулия, "Театр"

И как контрольный выстрел — вытащила «большой платок из пунцового шифона и стала им играть.  Она помахивала им, она расправляла  его  у  себя  на  коленях,  словно  хотела получше рассмотреть, сворачивала  его  жгутом,  вытирала  им  лоб,  изящно сморкалась в него. Зрители, как завороженные, не могли  оторвать  глаз  от красного лоскута».

Семь самых умных женщин советского кино. Джулия, "Театр"

В результате – сокрушительный провал Эвис и сногсшибательный успех Джулии. Потрясенный Том у ее ног, но Джулия наслаждается тем, что «он значит теперь для  нее  не  больше,  чем  один  из  рабочих  сцены».

Семь самых умных женщин советского кино. Джулия, "Театр"

Она морально возвращается к мужу – который, кстати, единственный догадался, что своим провалом Эвис обязана его жене. Все же эти совместные годы долгого брака очень дорогого стоят. Прекрасно знать, что есть человек, который знает тебя столько лет, понимает и принимает, хотя и видит насквозь. (Почти насквозь. Про измену Джулии он не знает, но, как говорила героиня «Титаника»: «Сердце женщины — океан, полный тайн». И иногда лучше не погружаться в эти глубины. 😉

джулия театр

Взгляд Джулии в этой сцене — это просто нечто. 🙂

Итак, триумф, родной муж, семья, слава, толпа поклонников ждет у театра. И Джулия тайком через пожарный ход сбегает в ресторан, где окончательно примиряется со своим возрастом, решает ослабить свои железные удила и заказывает устрицы с бифштексом, жареным картофелем и кувшином пива – то, чего она не позволяла себе много лет.

Семь самых умных женщин советского кино. Джулия, "Театр"

Она полностью принимает саму себя и считает, что наконец-то у нее «все великолепно».

Воистину — это одна из самых восхитительных и умных женщин в советском кинематографе. А блистательная Вия Артмане наверняка вложила в эту роль и собственные страхи артистки перед возрастом, и поэтому роль получилась такой яркой…

А в следующий раз я расскажу про роскошную женщину, которая умудрилась в очень трудной жизненной ситуации оставаться красивой и живой и покорить очень умного мужчину, который принципиально никого не пускал в свое сердце…

Наталья Трубиновская

Читайте также: