Семь самых умных женщин советского кино. Она, «Кто поедет в Трускавец»

505

В предыдущей своей заметке я обещала рассказать про роскошную женщину, умудрившуюся в очень трудной жизненной ситуации оставаться красивой и живой и покорить очень умного мужчину, который принципиально никого не пускал в свое сердце… Итак, это:

5. Она, «Кто поедет в Трускавец»

Семь самых умных женщин советского кино. Она, "Кто поедет в Трускавец"

Роскошная Терехова

Совершенно замечательный фильм, почему-то мало кем обсуждаемый. Снят он на «Таджикфильме» – сейчас как-то уже трудно представить, что раньше таджики не были поголовно дворниками и рабочими. (У нас однажды колодец копал таджик, который оказался ученым-филологом). Было время, когда они писали сценарии, снимали фильмы, сочиняли музыку. (Кстати, музыка в этом фильме совершенно потрясающая).

И мне очень нравится эта картина, хотя я не люблю исполнителей главных ролей Александра Кайдановского и МаргаритуТерехову. (Я ею абсолютно восхищаюсь, совершенно роскошная женщина и гениальная актриса – но не люблю я ее. Глаза радуются, но она мне не по душе).

Кстати, забавная деталь. Мы даже не знаем, как зовут героев фильма. И это абсолютно не важно, потому что они — просто мужчина и женщина.

Итак, это история про обаятельного молодого ученого, который привык легко очаровывать всех женщин вокруг — секретарш, регистраторш, проводниц и т.п.

Покоряет женские сердца он галантным обхождением и чувством юмора, хотя иногда и слегка черным. (Например, его шуточка в разговоре с секретаршей директора: «У тебя прекрасная жизнь. Муж, сын, работа. Пять раз пробовала в институт поступить – тоже интересно»).

Семь самых умных женщин советского кино. Она, "Кто поедет в Трускавец"

Цветы для секретарши, которая явно им очарована.

И он никого не пускает в свое сердце. Живет только наукой, а к женщинам относится как к удовольствию, но не больше.

Позже мы узнаем причину его эмоциональной закрытости — когда он был маленьким, из семьи ушел отец. И это причинило герою такую боль, что больше он никого не пускает в душу.

Семь самых умных женщин советского кино. Она, "Кто поедет в Трускавец"

Отец (любимый с детства Николай Гринько) — знаменитый композитор. С ним у героя очень сложные отношения.

И вообще герой довольно жесток к окружающим — своих подчиненных он заставляет мучиться, когда те делают ошибку в расчетах. Он знает, где они ошиблись, но молчит — чтобы те не расслаблялись.

И вот Он познакомился с Ней и решил ее привычно, между делом, соблазнить. Хотя и встретил не в самом располагающем для этого месте — поликлинике.

Семь самых умных женщин советского кино. Она, "Кто поедет в Трускавец"

В этом фильме Терехова все в том же амплуа – роскошной женщины.

Однако даже в поликлинике Она выглядит потрясающе, хотя и ухаживает за парализованной матерью. И вообще жизнь у нее не сахар — болезнь матери, развод, одиночество.

И несмотря на это, она, как выразился герой картины, «сумела обойтись без потерь». И это очень интересное замечание.

Что такое потерять себя для женщины? Да и для мужчины тоже. Это когда ты больше не ощущаешь себя именно женщиной/мужчиной.

Не хочешь за собой следить, выпадаешь из вечной игры между полами, и как в «Золотом теленке» — на всю жизнь становишься не личностью, не человеком, а «потерпевшей стороной».

Не особо важно, из-за чего именно ты потерпел. Из-за развода, болезни, из-за того, что что-то случилось. Одни после этого ломаются, а другие – идут вперед.

И те, кто сломался и не «обошелся без потерь», ничем не интересуются, живут по инерции, им не важно, как они выглядят, они ненавидят весь мир, не видят в нем хорошего и буквально ищут везде только плохое.

Это такие потухшие существа, которые сидят в поликлинике в очередях с пустыми глазами. Они сдают анализы, ругаются с медсестрами и думают только о своих болезнях.

Если мимо такого потерявшего себя бывшего мужчины пройдет красотка, то он только плюнет вслед и скажет что-нибудь вроде – тьфу ты, шлюха какая-то.

При этом в моей жизни бывало такое, что общаешься даже с совсем  уже пожилым человеком, и от него искорки идут – он и галантный, и огонек в глазах есть, и настроен он на мир вокруг, да еще и заигрывает слегка. И с такими людьми всегда интересно, они не теряют радость жизни и интересуются очень многими вещами.

И именно потерявшие себя женщины сидят на лавочках и всех обсуждают и осуждают, именно они часами злобствуют где-нибудь на форумах в Интернете — потому что они больше не женщины. Настоящим женщинам некогда ненавидеть, у них идет настоящая жизнь. И у них в сердце любовь — к себе, окружающим, нашему миру.

И героиня Тереховой тоже себя не потеряла – ходит такая, бедрами покачивает, сияет красотой – хотя идет как раз из поликлиники.

Семь самых умных женщин советского кино. Она, "Кто поедет в Трускавец"

Такой Он увидел Ее в первый раз.

Мне кто-нибудь скажет, что такого в жизни не бывает, и это все кино. Возражу, что лично знаю таких женщин. Даже в такой тяжелой ситуации женщина может оставаться Женщиной. И героиня Тереховой в этом фильме – тоже Женщина.

И она не потеряла интерес к самому волнующему в нашей жизни – взаимоотношению между полами, этой увлекательной вечной игре, которая нужна и женщинам и мужчинам.

Как говорит сам герой: «Все-таки на редкость приятное занятие. Разговаривать с ней, видеть ее». Для него тоже нет ничего интересней этой вечной игры. Только в фильме эта игра пошла не по сценарию героя.

Он начал отношения по отработанной и проверенной годами схеме – свидание, потом приглашение в гости на чай и «оглушивание» (как в одном рассказе Аверченко). «Оглушивает» он своими манерами, своим домом-западней. Ибо у него интересный интерьер, сувениры из поездок (не исключено, что не только по стране, но и за рубеж – в начале фильма идет речь о том, что герой относится к тем редким 5%, которые действительно двигают науку, а не являются балластом).

А потом приглушенный свет, рюмочка коньяку, тихая музыка… Все рассчитано до минуты — тут мы тушим свет, тут танцуем, тут целуемся…

Семь самых умных женщин советского кино. Она, "Кто поедет в Трускавец"

И тут героиня внезапно ломает сценарий – тем, что показывает герою, что видит насквозь, как она говорит, его «хорошо продуманную схему», где даже у каждой песни есть особый смысл и назначение.

И она прекрасно понимает, что его квартира – это западня, созданная специально для обольщения.

Семь самых умных женщин советского кино. Она, "Кто поедет в Трускавец"

Его сценарий был расписан по минутам — но она сломала схему.

Впрочем, забавно, что герой все-таки ее обольщает в этот день, решив пойти ва-банк – вывалив на нее все любовно-нежные слова, которые мечтает услышать каждая женщина.(Что говорит о том, что в глубине души все мы бабы-дуры, даже если вроде бы и умные. ;)).

Впрочем, если серьезно, женщину, пока она сама этого не захочет, соблазнить тоже невозможно. У героини просто выпал небольшой отпуск по уходу за матерью (приехала тетка в гости), и она решила отдохнуть по полной программе. Поэтому и в гости к нему пошла, поэтому и соблазнилась, хотя и понимала, что это все временно.

У нее давно уже в жизни только работа и тяжелый уход за лежачим больным. А тут выпал шанс пожить совсем другой жизнью. И она начала наслаждаться этой жизнью и отдыхать от всего на свете, хотя бы ненадолго.

Семь самых умных женщин советского кино. Она, "Кто поедет в Трускавец"

Она радуется каждой минуте рядом с ним.

И отдохнула до такой степени, что ученый ловелас и Дон-Жуан за это короткое время всерьез влюбился.

Семь самых умных женщин советского кино. Она, "Кто поедет в Трускавец"

Он за ней ухаживает красиво, и она радуется жизни.

Кстати, в этом фильме есть внезапная для 1977 года эротическая сцена, во время которой Она  признается, что Он дал ей немыслимое счастье —  хотя бы на эту неделю.

Семь самых умных женщин советского кино. Она, "Кто поедет в Трускавец"

Далеко не каждая женщина способна искренне сказать то, что она чувствует. Тем более мужчине. И меня это всегда поражает — почему многие женщины не говорят о своих чувствах? И не только какие-то ласковые слова, но даже и обычные вещи.

Сколько раз я видела вопросы на каких-нибудь форумах: «Как дать понять мужчине, что мне вот это нравится/не нравится, или что я хочу/ не хочу вот это? Что он от меня хочет? Почему он сказал вот так?» И потом килотонны всеобщих рефлексий и сомнений.

Не проще ли спросить его или сказать что-то напрямую, без посредников и советов посторонних людей? Уж сам он-то точно знает, что хочет, а не советчики из Интернета.

А героиня Тереховой говорит напрямую и искренне о своих переживаниях, даже понимая, что скоро они расстанутся: «Если ты когда-нибудь о себе плохо подумаешь, то помни, что есть человек, который думает о тебе хорошо…  Ты у меня такой умный, ты даже не догадываешься, какой ты умный».

Семь самых умных женщин советского кино. Она, "Кто поедет в Трускавец"

 Он в шоке — никогда раньше не сталкивался с такой искренностью.

И эта женщина знает, как растопить и завоевать сердце мужчины.

И он уже готов совершать ради нее подвиги – не буду расписывать, какие именно, вдруг кто не видел фильм, должна же быть интрига).

Семь самых умных женщин советского кино. Она, "Кто поедет в Трускавец"

И в фильме звучит монолог, из которого мы узнаем, — герой понял, что такое счастье. И он опять начал переживать весь спектр эмоций, которых у него не было с детства.

Семь самых умных женщин советского кино. Она, "Кто поедет в Трускавец"

Став чутким от любви, герой начинает понимать переживания своих сотрудников.

Как говорила Цветаева: «Любить — значит, видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители».

Настоящая любовь всегда возвращает нас именно в детство  – к нашим изначальным чистым и искренним эмоциями.

В детстве мы ближе всего к тому, какими именно нас создали, и от настоящей любви мы возвращаемся в это детское состояние — доверия, открытости миру, радости жизни. Нам становится тепло жить.

Благодаря любви герой прощает отца, который его  именно «не осуществил» в свое время.

Семь самых умных женщин советского кино. Она, "Кто поедет в Трускавец"

Впервые за много лет герой идет в гости к отцу.

Но любовь умной женщины исправила эту ошибку, пробудила героя и сделала его счастливым. И ее это тоже сделало счастливой. И это лучшее, что может быть в жизни…

А в следующей части я расскажу о похожей истории, только там был покорен один из самых красивых мужчин СССР и один из самых завидных советских женихов. 🙂

Наталья Трубиновская

Читайте также: