1 004

Был в моей биографии такой факт — в 2017 году, когда мы со старшим сыном отправились в Заполярье (побывали и на Белом море и на Баренцевом и в Териберке и в Рабочеостровске, где фильм «Остров» снимался, и в Мурманске, само собой).

Шаманю по дороге на Териберку.

И я заранее собиралась заскочить из Мурманска в Норвегию, благо она там рядом. Посмотреть на всякие фьорды, природу, ну и вообще я люблю путешествия.

Ближайший к Мурманску норвежский город — Киркенес (до него около 220 км), тот самый, который в фильме «Большая перемена» изучали на уроке географии.

И из Мурманска в Керкенес каждый день ходят настоящие маршрутки, такие классические, причем даже довольно убитые.

Как я в Норвегию за 1,5 тыс. рублей съездила

Обычная маршрутка. Только в Норвегию.

И там они довольно популярны — местные едут в международный аэропорт Киркенеса, откуда много рейсов по миру. Плюс там в порту стоит почему-то часть наших судов, и на маршрутке часто ездят моряки.

И есть еще довольно многочисленная категория пассажиров — мурманчанки, которые вышли замуж за норвежцев и теперь ездят туда-сюда.

(Кстати, подслушала я их разговоры, что-то не особо радостная у них жизнь, по крайней мере у тех, что со мной ехали — пожилых уже дам. Пенсия минимальная, муж буквально каждую крону считает, недвижимость на его детей записана, и если муж раньше умрет, то некуда деваться. А еще ехала молодая дама, русская, с сыном лет 7. И она с этим ребенком говорила только по-норвежски. Вот прямо радость — со своим родным ребенком на чужом языке общаться).

Проезд в этой маршрутке стоил 1500 рублей в одну сторону, но если на ней же возвращаешься в тот же день в Мурманск, то тогда за эти же деньги едешь туда-обратно.

Как я в Норвегию за 1,5 тыс. рублей съездила

На билете видно время прибытия-отправление, правда, в Норвегии время отличается на час.

Я заранее купила билет и рано утром ждала маршрутку у гостиницы «Моряк», где мы жили. Она приехала, я села у окошечка и отправилась в свою очередную страну.

Это одно из главнейших удовольствий моей жизни — сидеть у окошка и ехать в новое место, которое еще я не видела. Особенно вот так, налегке — когда с собой только рюкзачок с водой и бутербродиками и фотоаппарат. Ну и музыка в наушниках.

Как я в Норвегию за 1,5 тыс. рублей съездила

Мое фото из другого путешествия — по Италии, но выглядит всегда это примерно так.

С нашей стороны до границы с Норвегией почти нет никаких населенных пунктов. Потрясающие виды, море, горы — и пустота. Иногда лишь вышки наблюдательные. Ближе к границе пошли разные КПП, где постоянно останавливали и проверяли паспорта.

Вроде бы ни в чем не виновата и вообще не шпион. Но каждый раз не по себе, когда вооруженные люди пристально изучают мои документы…

На самой границе тоже нас бдительно проверяли, машину осматривали и т.д.

Как я в Норвегию за 1,5 тыс. рублей съездила

Первое, что видишь в Норвегии, пройдя границу — распятого медведя. Мне одной тут нехороший подтекст мерещится?

И вот вышли мы на той, норвежской стороне. А там сразу рядом с границей уже жизнь, домики, люди. Вот прямо сразу, в 5 метрах от границы. Никаких вышек и колючей проволоки. 🙂

Водитель, который по России гнал со всей дури, несмотря на знаки, в Норвегии внезапно стал тише воды, ниже травы. Ехал, строго соблюдая скоростной режим. (Норвежцы очень медленно ездят, по городу местами вообще не больше 30 км в час).

Как я в Норвегию за 1,5 тыс. рублей съездила

Кстати, штрафы за превышение скорости какие-то совершенно адские, говорят, что самые высокие в мире, причем если даже совсем чуть-чуть превысил, буквально если вместо 30 км/ч проехал 31 км/ч.

Наша маршрутка ме-е-дле-е-но отправилась сначала в аэропорт, где мы высадили часть людей.

киркенес аэропорт

Аэропорт. Кажется, я начала понимать по-норвежски.

А потом поехали в сам Киркенес, и я по дороге любовалась видами и знаменитыми норвежскими фьордами.

норвегия фьорды
Потом прибыли в город, где я и болталась несколько часов до отправления маршрутки обратно в Мурманск.

Ну что вам сказать про Киркенес? Городок портовый, тихий, уютный. Конечно, все чистенько и аккуратненько. Разительный контраст с той же Териберкой, где я была накануне. Такие же потрясающие виды природы, но при этом никакой териберской разрухи. (Кстати, вообще-то я патриот и очень люблю свою страну. Но если вижу разруху — так и говорю).

Когда я приехала в Киркенес, там только что закончилась служба в церкви, все разошлись по домам и работам. И больше я за весь день людей почти не встречала.

В церковь я, кстати, зашла.

Как я в Норвегию за 1,5 тыс. рублей съездила

Еще мне в Киркенесе очень понравился памятник советскому солдату. (по ссылке мой рассказ об этом памятнике). В смысле, сам-то по себе он обычный.

киркинес памятник советским солдатам

А мне понравилось, что за ним очень ухаживают, цветочки сажают и приносят венки — это греет душу на фоне всеобщего сноса зарубежных памятников нашим воинам. Приятно, что в Норвегии действительно, как в песне: «помнит мир спасенный».

Удивило, что в городе много где цветут красивые цветы и кустарники — и это вообще-то за Полярным кругом.

Как я в Норвегию за 1,5 тыс. рублей съездила

Побывала на главной площади — там понравились прикольные шахматы.

В туалет, кстати, бесплатно ходила в эту гостиницу — наводку мне дал водитель маршрутки.

Там в холле живут прикольные камчатские крабы.

Как я в Норвегию за 1,5 тыс. рублей съездила

С ними была интересная история. Наши в советские времена завезли с Камчатки крабов и выпустили в Баренцево море, и они там размножились массово. Не знаю, ловят сейчас их наши или нет, а вот норвеги точно добывают, и в эту гостиницу люди приезжают специально крабов поесть и половить.

Тут, собственно, «Королевский крабовый тур» и «Баренц-сафари» и рекламируют.

Постояльцы гостиницы тут медитируют, глядя на море. (Вообще-то, это часть Северного Ледовитого океана и впереди только Северный полюс).

баренцево море
Само собой, побывала в порту, поснимала суда и всякие рыбачьи приблуды (фото ниже). Я в них не разбираюсь, знаю на уровне «скоро наши молодцы все швартовые концы намотают на кнехты».

Попалось в городе и российское консульство. Рыдать от ностальгии у родных березок не тянуло — всего часа четыре на родине не была. 🙂

Как я в Норвегию за 1,5 тыс. рублей съездила

А это уже норвежский флаг и медведь. Есть все-таки у нас что-то общее, не баня, водка, гармонь и лосось, а березки, медведи, камчатские крабы, Баренцево море.

Еще понравилось, что везде большие фотографии-стенды о прошлом страны. Очень интересно их рассматривать — и они повсюду. Удивило, что в начале XX века местные выглядели как русские крестьяне.

Вообще Киркенес небольшой городок, обошла я его быстро. Ниже галерея местных домиков, участков и видов.

Что не понравилось в Норвегии — это цены. Таких конских цен на все на свете я не видела ни в одной стране мире. Дорогой бензин, еда, сувениры.
Кстати, я накануне замучилась искать кроны в Мурманске — их нигде не было. Несмотря на то, что в Норвегию оттуда люди ездят постоянно.
Курс примерно 1:8. То есть те цены, что вы увидите ниже на фото — надо умножать на 8.

Как я в Норвегию за 1,5 тыс. рублей съездила

Бензин обычный и дизельный.

Это единственная страна, из которой я не привезла даже магнитик — потому что самый дешевый стоил каких-то совершенно безумных денег — за такую-то копеечную ерунду.

В качестве сувениров купила сыновьям по почтовой открытке — все, что смогла себе позволить, и то это реально отразилось на моем бюджете. 🙂

Как я в Норвегию за 1,5 тыс. рублей съездила

Я собиралась перекусить в какой-нибудь кафешке — но просто жаба задавила. Платить за тарелку макарон с сыром или за салат с «томатом и агурком» 1000 р — это не для меня. И это еще какая-то дешевая уличная забегаловка на отшибе.

Но у меня «с собой было», поэтому от голода я не умерла. Посидела на такой лавочке — их там много, в компании какого-то альбатроса/баклана/чайки (я не орнитолог).

Скамеечка была с шикарным видом — на церковь и гостиницу с крабами. Поела бутербродов, печенек, водички попила.

Как я в Норвегию за 1,5 тыс. рублей съездила

Зашла в магазин — можете посмотреть ниже фото, увидеть что почем. Могу сказать, что капуста почти по 250 р за кг меня просто добила. В тот год она у нас в Питере по 8 р была, я точно помню.

Цены на картошку и лук тоже огромные.

Мясная нарезка.

Как я в Норвегию за 1,5 тыс. рублей съездила

Мука и всякие смеси для выпечки.

Колбаса — на вес золота в прямом смысле.

Я там купила подарок матери — из всех мест и стран, где бываю, привожу ей местную еду. Тут тунец и какой-то лесной норвежский чай.

Как я в Норвегию за 1,5 тыс. рублей съездила

В общем, к вечеру я от Норвегии уже устала и вообще хотелось горяченького. 🙂 Кстати, потом в Мурманске на тысячу рублей мы с сыном поели вдвоем в шикарном ресторане, причем буквально с икрой и прочими морскими деликатесами (фото ниже) и всякими жареными рыбами.

Тут гребешки, икра, креветки, какие-то селедки, краб и еще что-то.

Так что маршрутку обратно ждала с нетерпением. И радостно уже возвращалась в Мурманск — и на закате виды были еще прекрасней.

Если по дороге туда я подслушивала разговоры, то на обратной дороге полностью погрузилась в свое любимое занятие — надела наушники, слушала улетную музыку и любовалась потрясающими видами, которые менялись каждую минуту.

Как я в Норвегию за 1,5 тыс. рублей съездила

Это, кстати, не Норвегия, уже почти у Мурманска.

Вот такое путешествие. Говорят, что там не самые живописные норвежские места, и это не самые крутые фьорды — но мне очень понравилось. 🙂

Эту запись я скопировала из своего личного канала на Яндекс-Дзен.

Напомню, что также я рассказывала про 20 мест, куда хочется отправиться немедленно.