Семь самых умных женщин советского кино. Тамара, «Экипаж»
В предыдущей своей заметке я обещала рассказать историю о том, как был покорен один из самых красивых мужчин СССР и один из самых завидных советских женихов. 🙂 Итак, сегодня наша героиня:
6. Тамара, «Экипаж»
Эта история очень похожа на ту, что я разбирала в прошлый раз. Такой же ловелас, такая же квартира-западня для свиданий. И такая же роскошная героиня — Тамара в исполнении Александры Яковлевой.
Но жених в «Экипаже» еще более завидный. 🙂 Тем, кто не жил в СССР или застал его в несознательном возрасте, не понять, насколько крут был герой Леонида Филатова в 1979 году, когда вышел фильм.
Во-первых, молодой-красивый. После выхода фильма Филатов стал практически секс-символом.
Впрочем, злоязычный Жванецкий высказался по этому поводу: «Худой, больной, злой. Но какова страна, таков и секс-символ». Оставим это высказывание на совести сатирика, миллионы поклонниц Филатова всех возрастов были с ним не согласны.
Во-вторых, он летчик (на самом деле бортинженер, но для большинства зрительниц этот нюанс был непонятен и неважен). В то время девушки любили представителей героических профессий, «отважных летчиков и моряков», как поет Сюткин.
И быть женой офицера, моряка, летчика в то время было очень круто. И я уж молчу про то, что человек в форме всегда кажется более привлекательным.
В-третьих, — рукастый, оборотистый, все умеет сам делать, крутой радиотехник, все достанет – лекарства из-под земли и т.д.
В-четвертых – он выездной, летает по всему миру. (Маленькая деталь — Игорь знает как минимум английский и французский языки, а за языки шла доплата, причем, если я не ошибаюсь, аж по 25% к зарплате. Ну и вообще зарплаты в большой авиации были такими же большими).
А выездные — это была самая крутая каста в СССР. Все заграничное в 70-е-80-е годы было недоступным, манящим, невозможным, нереальным. (И я как-нибудь про это отдельно напишу).
В-пятых, у него отдельная шикарная квартира. Что бы там сейчас не писали про бесплатное жилье в СССР, я могу рассказать множество леденящих душу историй о квартирном вопросе в то время.
Даже историю своей собственной семьи. Мой отец тоже работал в «Аэрофлоте», (поэтому, кстати, этот фильм у нас в семье особенно любили), только в малой авиации. (Вроде героя Ненарокова, который со своей дурной женой Алевтиной заслуживает отдельной статьи).
И мы жили в аэрофлотовском доме, и это был каменный барак без удобств и огромными черными тараканами, которые бегали с конским топотом. Чем их только не травили — ничто не помогало.
И получение новой ведомственной квартиры заняло лет 30, и стоило моему отцу буквально потери здоровья. Причем строили новый аэрофлотовский дом мужики сами. Летчики прилетали из рейса и шли месить бетон и таскать кирпичи.
Так что то, что у Игоря есть квартира – это было очень круто.
А у него еще есть и машина, которая стоила тогда запредельных денег. Машины и квартиры шли примерно на равных. «Жигули» пять тысяч – и кооперативная квартира тоже пять тысяч рублей.
Причем накопить и на то и другое среднему человеку было очень трудно, с зарплатой-то в 120 р. И ладно еще накопить – надо было в очереди очень много лет стоять, чтобы купить машину. Причем «много» в прямом смысле – лет 15-20.
(Одна моя родственница завещала дочери квартиру, а сыну машину. И считалось, что сыну повезло намного больше, потому что квартира-то им все же досталась бесплатно, а на «Жигули» они копили очень много лет и купили, когда им было уже под 50 лет. Причем муж много лет работал на двух работах — летчиком и внезапно сантехником).
А вот у Игоря, молодого совсем человека, новенькие «Жигули», крутая для 1979 года новенькая «шестерка».
Так что Игорь — это очень крутой для советского времени мужик и очень завидный жених. По нынешним временам — просто Прохоров или Дуров.
И девицы стаями летели к Игорю в западню-квартиру, и он привык вести жизнь этакого советского плейбоя. У него тоже была своя отработанная схема (см. предыдущую заметку) — музыка, коньяк, танцы, слайды с видами Парижа на потолке.
Неудивительно, что он завлек Тамару, тут почти никто бы не устоял. И хотя ее и предупреждали, что Игорь тот еще бабник и «для семейной жизни не годится», она все равно с головой бросается в эти отношения.
Но плейбой в этих отношениях диктует ей свои правила – мол, мы свободные люди без обязательств, предупреждает, что он никогда не женится, «хоть ты меня режь».
И она соглашается на эти условия, правда, неискренне. (Как она скажет в конце фильма: «Я тебе врала, унижалась, притворялась, только чтобы быть с тобой).
И они, вроде бы и играя в несерьезные отношения, привязываются друг к другу все больше и больше.
Пока не появляется некая дама-стерва из прошлого, которая подставляет Игоря на ровном месте. Тамара видит измену, которой на самом деле не было.
Игорь буквально на коленях умоляет Тамару остаться, зачем-то апеллирует к тому, что она же согласилась на отношения без обязательств. Совершенно напрасно, на мой взгляд — этим он косвенно подтверждает свою вину, которой на самом деле не было. Мог бы честно сказать — мол, подставила из мести баба-стерва. Тамара девушка умная, возможно, она бы это смогла понять.
Но он говорит именно это, и девушка взрывается. Она высказывает Игорю все, что она думает об его дурацких теориях. И заявляет, что врала ему, и на самом деле все не так: «Сколько у тебя было баб, а ты ничего не понял, что все женщины в душе одинаковые, все хотят замуж, детей, чтобы рядом был человек – один и на всю жизнь».
И тут же находит плюсы того, что он ей изменил – потому что пока она еще «не приросла к нему кожей и мясом». (Но на самом деле приросла. Эта ее улыбка через страшную внутреннюю боль — просто гениально сыграна актрисой).
И далее следует шикарный момент – она, что называется, не держит все в себе, а с огоньком разносит квартиру Игоря, ломая его роскошную цветомузыку, (о которой, кстати, мечтала вся молодежь СССР).
Уметь выплеснуть свои негативные эмоции – это немногим дано, чаще мы загоняем их внутрь, а потом они прорываются в самых неприятных местах – болезнями, депрессией и т.п. А Тамара молодец. 🙂
И она просто начала все заново. Конечно, она страдала, ей было больно. Но она молодая красивая девка, стюардесса Аэрофлота – а это тоже была очень шикарная и выгодная профессия. Она тоже теперь выездная, она полетала по миру, приоделась, стала крутой.
Сравните Тамару в начале фильма – платочек, ватничек – а потом все более шикарные и шикарные наряды, ибо облетела она уже «полмира». И она гордо и независимо живет своей собственной жизнью.
И тут Игорь понимает, что он без нее не может. Просто не может и все, потому что и сам прирос кожей и мясом.
И вот он страдает один в квартире, интерьер которой больше не плейбойский, все старое убрано и сломано, идет ремонт. И в этой чистой белой пустой квартире он сидит перед большим портретом Тамары и отсылает всех своих подружек – потому что «уезжает» на всю жизнь.
И вскоре Игорь буквально бегает за Тамарой с розами, делает ей предложение руки и сердца, но она — гордо отказывает ему.
Там, кстати, есть нюанс, который, возможно, говорит о том, что она уже начала новые отношения – когда Игорь мчится за ней с розами, она говорит: «Пусти, меня ждут». Скорей всего, она нашла нового кавалера, который ничуть не хуже Игоря.
И далее следует знаменитый монолог Тамары. Она говорит, что ей очень хорошо без него – и поэтому-то он и бегает за ней, а вот если бы она плакала и звонила ему по ночам – он бы к ней не подошел.
Это шикарные мысли, шикарная стратегия поведения в подобных ситуациях. Только очень умная и сильная женщина способна так себя вести и так жить, несмотря на всю свою внутреннюю боль. Это очень круто, это очень по-умному.
Мало кто может вот так взять и прекратить общаться с предавшим человеком, который очень дорог и которого очень любишь. А Тамара — может.
Я на самом деле очень мало знаю таких примеров и в кинематографе и литературе. Один из редких подобных случаев — моя любимая книжная героиня в повести «Колесо времени» Куприна.
И Тамара гордо уходит прочь, отвергая предложение, которое ей явно было лестно получить. И неизвестно, чем бы кончилось дело, если бы герои не оказались в авиакатастрофе, после которой все изменилось.
И Тамара простила Игоря. Потому что побывала на границе жизни и смерти, откуда все видится по-другому. Потому что увидела, что Игорь – мужественный человек, который способен на подвиг ради других.
И они снова вместе – и в финале явно оба счастливы и «завтра идут в ЗАГС».
В общем, хеппи энд и прочая лепота. И хотя Тамару шутливо предупреждают, что Игорь еще себя покажет, но по обоим видно, что все у них будет хорошо, и что оба очень сильно любят друг друга.
И это очень сильная история, очень умная героиня, которая смогла пройти столько испытаний и не потерять себя и стать счастливой — и сделать счастливым другого человека.
А в заключительной заметке из этой серии я расскажу о даме, которая сумела срастить воедино хобби и работу и подвести научную базу под такое непростое дело как заключение браков. 🙂