Семь самых умных женщин советского кино. Тамара, «Экипаж»

1 494

В предыдущей своей заметке я обещала рассказать историю о том, как был покорен один из самых красивых мужчин СССР и один из самых завидных советских женихов. 🙂 Итак, сегодня наша героиня:

6. Тамара, «Экипаж»

Семь самых умных женщин советского кино. Тамара, "Экипаж"

Эта история очень похожа на ту, что я разбирала в прошлый раз. Такой же ловелас, такая же квартира-западня для свиданий. И такая же роскошная героиня — Тамара в исполнении Александры Яковлевой.

Но жених в «Экипаже» еще более завидный. 🙂 Тем, кто не жил в СССР или застал его в несознательном возрасте, не понять, насколько крут был герой Леонида Филатова в 1979 году, когда вышел фильм.

Во-первых, молодой-красивый. После выхода фильма Филатов стал практически секс-символом.

Впрочем, злоязычный Жванецкий высказался по этому поводу: «Худой, больной, злой. Но какова страна, таков и секс-символ». Оставим это высказывание на совести сатирика, миллионы поклонниц Филатова всех возрастов были с ним не согласны.

Во-вторых, он летчик (на самом деле бортинженер, но для большинства зрительниц этот нюанс был непонятен и неважен). В то время девушки любили представителей героических профессий, «отважных летчиков и моряков», как поет Сюткин.

И быть женой офицера, моряка, летчика в то время было очень круто. И я уж молчу про то, что человек в форме всегда кажется более привлекательным.

Семь самых умных женщин советского кино. Тамара, "Экипаж"

В-третьих, — рукастый, оборотистый, все умеет сам делать, крутой радиотехник, все достанет – лекарства из-под земли и т.д.

Семь самых умных женщин советского кино. Тамара, "Экипаж"

В-четвертых – он выездной, летает по всему миру. (Маленькая деталь — Игорь знает как минимум английский и французский языки, а за языки шла доплата, причем, если я не ошибаюсь, аж по 25% к зарплате. Ну и вообще зарплаты в большой авиации были такими же большими).

А выездные — это была самая крутая каста в СССР. Все заграничное в 70-е-80-е годы было недоступным, манящим, невозможным, нереальным. (И я как-нибудь про это отдельно напишу).

В-пятых, у него отдельная шикарная квартира. Что бы там сейчас не писали про бесплатное жилье в СССР, я могу рассказать множество леденящих душу историй о квартирном вопросе в то время.

Семь самых умных женщин советского кино. Тамара, "Экипаж"

Даже историю своей собственной семьи. Мой отец тоже работал в «Аэрофлоте», (поэтому, кстати, этот фильм у нас в семье особенно любили), только в малой авиации. (Вроде героя Ненарокова, который со своей дурной женой Алевтиной заслуживает отдельной статьи).

И мы жили в аэрофлотовском доме, и это был каменный барак без удобств и огромными черными тараканами, которые бегали с конским топотом. Чем их только не травили — ничто не помогало.

Семь самых умных женщин советского кино. Тамара, "Экипаж"

В нашем доме было печное отопление, плита на дровах, вода из колонки. На фото я справа, а слева стоит девочка, мать которой звали Тамара. 🙂 Она работала бортпроводницей, и у нее было аж три мужа-летчика. И история ее жизни покруче любого кино.

И получение новой ведомственной квартиры заняло лет 30, и стоило моему отцу буквально потери здоровья. Причем строили новый аэрофлотовский дом мужики сами. Летчики прилетали из рейса и шли месить бетон и таскать кирпичи.

Так что то, что у Игоря есть квартира – это было очень круто.

А у него еще есть и машина, которая стоила тогда запредельных денег. Машины и квартиры шли примерно на равных. «Жигули» пять тысяч – и кооперативная квартира тоже пять тысяч рублей.

Причем накопить и на то и другое среднему человеку было очень трудно, с зарплатой-то в 120 р. И ладно еще накопить – надо было в очереди очень много лет стоять, чтобы купить машину. Причем «много» в прямом смысле – лет 15-20.

(Одна моя родственница завещала дочери квартиру, а сыну машину. И считалось, что сыну повезло намного больше, потому что квартира-то им все же досталась бесплатно, а на «Жигули» они копили очень много лет и купили, когда им было уже под 50 лет. Причем муж много лет работал на двух работах — летчиком и внезапно сантехником).

А вот у Игоря, молодого совсем человека, новенькие «Жигули», крутая для 1979 года новенькая «шестерка».

Семь самых умных женщин советского кино. Тамара, "Экипаж"

Так что Игорь — это очень крутой для советского времени мужик и очень завидный жених. По нынешним временам — просто Прохоров или Дуров.

И девицы стаями летели к Игорю в западню-квартиру, и он привык вести жизнь этакого советского плейбоя. У него тоже была своя отработанная схема (см. предыдущую заметку) — музыка, коньяк, танцы, слайды с видами Парижа на потолке.

Семь самых умных женщин советского кино. Тамара, "Экипаж"

Неудивительно, что он завлек Тамару, тут почти никто бы не устоял. И хотя ее и предупреждали, что Игорь тот еще бабник и «для семейной жизни не годится», она все равно с головой бросается в эти отношения.

Семь самых умных женщин советского кино. Тамара, "Экипаж"

В фильме есть смелая для 1979 года эротическая сцена.

Но плейбой в этих отношениях диктует ей свои правила – мол, мы свободные люди без обязательств, предупреждает, что он никогда не женится, «хоть ты меня режь».

Семь самых умных женщин советского кино. Тамара, "Экипаж"

Одна из самых красивых пар советского кино.

И она соглашается на эти условия, правда, неискренне. (Как она скажет в конце фильма: «Я тебе врала, унижалась, притворялась, только чтобы быть с тобой).

Семь самых умных женщин советского кино. Тамара, "Экипаж"

Красивая сцена — застывшая нежность.

И они, вроде бы и играя в несерьезные отношения, привязываются друг к другу все больше и больше.

Пока не появляется некая дама-стерва из прошлого, которая подставляет Игоря на ровном месте. Тамара видит измену, которой на самом деле не было.

Семь самых умных женщин советского кино. Тамара, "Экипаж"

Игорь буквально на коленях умоляет Тамару остаться, зачем-то апеллирует к тому, что она же согласилась на отношения без обязательств. Совершенно напрасно, на мой взгляд — этим он косвенно подтверждает свою вину, которой на самом деле не было. Мог бы честно сказать — мол, подставила из мести баба-стерва. Тамара девушка умная, возможно, она бы это смогла понять.

Но он говорит именно это, и девушка взрывается. Она высказывает Игорю все, что она думает об его дурацких теориях. И заявляет, что врала ему, и на самом деле все не так: «Сколько у тебя было баб, а ты ничего не понял, что все женщины в душе одинаковые, все хотят замуж, детей, чтобы рядом был человек – один и на всю жизнь».

И тут же находит плюсы того, что он ей изменил – потому что пока она еще «не приросла к нему кожей и мясом». (Но на самом деле приросла. Эта ее улыбка через страшную внутреннюю боль — просто гениально сыграна актрисой).

Семь самых умных женщин советского кино. Тамара, "Экипаж"

Боль, гордость, разбитая любовь — все в ее взгляде.

И далее следует шикарный момент – она, что называется, не держит все в себе, а с огоньком разносит квартиру Игоря, ломая его роскошную цветомузыку, (о которой, кстати, мечтала вся молодежь СССР).

Уметь выплеснуть свои негативные эмоции – это немногим дано, чаще мы загоняем их внутрь, а потом они прорываются в самых неприятных местах – болезнями, депрессией и т.п. А Тамара молодец. 🙂

И она просто начала все заново. Конечно, она страдала, ей было больно. Но она молодая красивая девка, стюардесса Аэрофлота – а это тоже была очень шикарная и выгодная профессия. Она тоже теперь выездная, она полетала по миру, приоделась, стала крутой.

Сравните Тамару в начале фильма – платочек, ватничек – а потом все более шикарные и шикарные наряды, ибо облетела она уже «полмира». И она гордо и независимо живет своей собственной жизнью.

Семь самых умных женщин советского кино. Тамара, "Экипаж"

И тут Игорь понимает, что он без нее не может. Просто не может и все, потому что и сам прирос кожей и мясом.

И вот он страдает один в квартире, интерьер которой больше не плейбойский, все старое убрано и сломано, идет ремонт. И в этой чистой белой пустой квартире он сидит перед большим портретом Тамары и отсылает всех своих подружек – потому что «уезжает» на всю жизнь.

Семь самых умных женщин советского кино. Тамара, "Экипаж"

(Кстати, мне кажется, что на самом деле там фотография Прокловой, которая должна была играть Тамару, но отказалась. Информации об этом я нигде не нашла, но, возможно, тут примерно такая ситуация, как в «Иронии судьбы». Там тоже фигурирует фотография Басилашвили, который начинал сниматься в роли Ипполита, но затем был вынужден прекратить съемки).

И вскоре Игорь буквально бегает за Тамарой с розами, делает ей предложение руки и сердца, но она — гордо отказывает ему.

Семь самых умных женщин советского кино. Тамара, "Экипаж"

Там, кстати, есть нюанс, который, возможно, говорит о том, что она уже начала новые отношения – когда Игорь мчится за ней с розами, она говорит: «Пусти, меня ждут». Скорей всего, она нашла нового кавалера, который ничуть не хуже Игоря.

И далее следует знаменитый монолог Тамары. Она говорит, что ей очень хорошо без него – и поэтому-то он и бегает за ней, а вот если бы она плакала и звонила ему по ночам – он бы к ней не подошел.

Это шикарные мысли, шикарная стратегия поведения в подобных ситуациях. Только очень умная и сильная женщина способна так себя вести и так жить, несмотря на всю свою внутреннюю боль. Это очень круто, это очень по-умному.

Мало кто может вот так взять и прекратить общаться с предавшим человеком, который очень дорог и которого очень любишь. А Тамара — может.

Семь самых умных женщин советского кино. Тамара, "Экипаж"

Я на самом деле очень мало знаю таких примеров и в кинематографе и литературе. Один из редких подобных случаев — моя любимая книжная героиня в повести «Колесо времени» Куприна.

И Тамара гордо уходит прочь, отвергая предложение, которое ей явно было лестно получить. И неизвестно, чем бы кончилось дело, если бы герои не оказались в авиакатастрофе, после которой все изменилось.

Семь самых умных женщин советского кино. Тамара, "Экипаж"

И Тамара простила Игоря. Потому что побывала на границе жизни и смерти, откуда все видится по-другому. Потому что увидела, что Игорь – мужественный человек, который способен на подвиг ради других.

И они снова вместе – и в финале явно оба счастливы и «завтра идут в ЗАГС».

Семь самых умных женщин советского кино. Тамара, "Экипаж"

В общем, хеппи энд и прочая лепота. И хотя Тамару шутливо предупреждают, что Игорь еще себя покажет, но по обоим видно, что все у них будет хорошо, и что оба очень сильно любят друг друга.

Семь самых умных женщин советского кино. Тамара, "Экипаж"

Скоро Игорь будет вот так тетешкать уже своих детей.

И это очень сильная история, очень умная героиня, которая смогла пройти столько испытаний и не потерять себя и стать счастливой — и сделать счастливым другого человека.

А в заключительной заметке из этой серии я расскажу о даме, которая сумела срастить воедино хобби и работу и подвести научную базу под такое непростое дело как заключение браков. 🙂

Наталья Трубиновская

Читайте также: