«Школьный вальс» — неувязки и гениальная спина Юрия Соломина

348

Каждый раз, когда я пересматриваю этот фильм, два момента вызывают мое недоумение. Первый момент. Когда я много лет назад смотрела его в первый раз — а было мне около 16-17 лет, как и героям фильма, я еще не знала, каким будет его сюжет.

И когда Гоша бросил беременную Зосю, хотя мог бы и жениться на ней, то я сначала подумала, что это потому, что он не хочет себя связывать обязательствами. Что ему просто не хочется начинать в нашем нежном возрасте все это нудное — дети, бытовуха и прочая семейная жизнь. И что он хочет побыть свободным студентом, а затем романтиком-вулканологом — налегке.

И когда спустя буквально несколько минут экранного времени он женился на Дине, то мой мозг сломался — логику его поступка я вообще не просекла.

Сборник "Киножизнь" (обновляется)

И я до сих пор так и не понимаю — подло бросить любимую девушку, беременную от тебя, и не ради свободы и романтики, а ради женитьбы на нелюбимой — это до сих пор для меня вне разума и логики. Причем даже относительно не самого Гоши, а сценариста и режиссера фильма — какой-то момент реально дурацкий совершенно.

Второй момент. Пустая квартира. Кнушевицкие живут в прекрасной квартире («съехались с бабушкой»), бывшей коммуналке, с огромной кухней, с большими комнатами.

Сборник "Киножизнь" (обновляется)

Потом папа уходит жить на дачу, мама уезжает к любовнику, а затем к подруге, а Зося — в общагу. И квартира несколько месяцев стоит просто пустая. Вот вообще никакой логики, особенно для времен СССР, когда с жильем были серьезные проблемы.

С точки зрения здравого смысла (и это опять претензия не к героям, а к сценаристу), кто-нибудь бы в ней да остался. Скорей всего, мама, и потом бы уже из роддома туда привезла сына Зося, и жили бы они втроем — бабушка, Зося и Васька. Или разменяли бы прекрасную квартиру в центре на пару, а то и тройку простых панельных однушек в спальных районах — вроде тех, которые строило СМУ, где работала Зося.

Кстати, жалко бедную подругу мамы, к которой та внезапно свалилась «навеки поселиться» — при собственной-то огромной квартире. И судя по логике сценаристов, съезжать от нее не собирается — потому что Зося после роддома остается одна в квартире, а родители уезжают кто куда — мама к подруге, папа, судя по всему, к новой жене.

Но в остальном — это прекрасный фильм, хотя два этих логических пробоя неизменно меня цепляют.

Но само кино я могу пересматривать бесконечно. И самый потрясающий момент тот, в котором гениальный Юрий Соломин играет спиной. Зося утром выводит Гошу, с которым провела ночь, из квартиры, а папа знает об этом.

Сборник "Киножизнь" (обновляется)

Он стоит спиной к зрителям и Зосе в коридоре — причем, на самом деле закрывая его этой спиной и тем самым помогая дочери скрыть от матери ее поступок.

Сборник "Киножизнь" (обновляется)

И Соломин этой спиной играет просто гениально. Я больше нигде не видела такого — чтобы одной спиной актер мог передать столько эмоций и огромную гамму чувств. И это на самом деле гениально.

А еще меня поразила грустная мысль. Фильм снят в 1977 году. Его героям — 17-18 лет. И сейчас им уже по 60 лет. А сыну Ваське — уже почти 43 года. А родители Зоси и Дины умерли или уже глубокие старики.

Это так странно — мне до сих пор кажется, что это все было так недавно, и что сам фильм вполне современный. Когда я его смотрю, то испытываю те же чувства, что и много лет назад, как будто и мне сейчас 17 лет. Лучше даже не думать об этом всем. 🙂

В этом и есть магия кино — что появляется некий кусок реальности, в котором застывает время, все остаются вечно молодыми. Ну и мы вместе с ними — спустя 40-50-60 лет…

Наталья Трубиновская

Моя страница в Контакте: Кунсткамера Натальи Трубиновской

Читайте также:

Добавить комментарий