Семь самых умных женщин советского кино. Катя, «Москва слезам не верит»

3 534

В своей предыдущей заметке «Бабы-дуры советского кино» я обещала рассказать про самых умных женщин в старых фильмах.

Итак, мой личный хит-парад семи умниц-разумниц советского кино.

1. Катя, «Москва слезам не верит»

Семь самых умных женщин советского кино. Катя, «Москва слезам не верит»

Интересно, что мои читательницы на Дзене в комментариях к предыдущей заметке бурно предлагали включить Катю Тихомирову в список баб-дур. Потому что она потеряла голову от первого встречного слесаря-алкоголика, тут же начала вокруг него бегать, попутно кидая ему под ноги все материальные и прочие блага, а он повел себя как сволочь позорная и при первом кризисе отношений свалил в запой на неделю.

Но не так все просто. Катерина на самом деле очень умная и сильная женщина. Я как-то написала заметку «Почему одни брошенные ломаются и спиваются, а другие идут вперед«, и там как раз приводила ее в пример.

Катю бросили, она осталась одна в общаге с маленьким ребенком, при этом учится, работает и пытается изо всех сил идти вперед.

Когда я сама во время сессий в институте разрывалась между работой, учебой, хозяйством и маленьким ребенком, то по-новому оценила знаменитую сцену с будильником из этого фильма. И что такое спать по три-четыре часа в сутки. И тогда же поняла, какой тяжелой ценой Катерина далась ее карьера.

Семь самых умных женщин советского кино. Катя, «Москва слезам не верит»

А ведь она упорно продолжала идти вперед, несмотря ни на что. Хотя не у нее одной были подобные проблемы. («у всех жена ушла», как говоривал Пряхин Васисуалию Лоханкину).

Но из всех брошенных и обиженных именно Катерина и такие, как она, предпочли действовать.

Катя работала и училась, развивалась, училась общаться (есть большая разница между тем, как она говорила с людьми в 17 и в 40 лет), набиралась уверенности в себе, стиля, шарма.

Семь самых умных женщин советского кино. Катя, «Москва слезам не верит»

Пока она шла вперед, тысячи, если не миллионы женщин предпочитали (и предпочитают до сих пор) ныть, часами жаловаться подругам, сплетничать, осуждать других, поливать всех злобой и ядом – где-нибудь в курилке, на лавочке или на Яндекс-Дзене в Интернете.

А Катерина в это время сбивала свою сметану в масло и — довольно успешно. И вот ей 40 лет, и осталось только одна проблема – нет у нее мужика, а хочется большой и чистой любви («кто ж ее не хочет»).

И тут ей встречается Гога, он же Гоша. И вот здесь есть нюанс. Это для современных девушек, вскормленных молоком «Космополитена» и воспитанных на светлых идеях коммунизма феминизма, он злобный алкаш и грязная мужская шовинистическая свинья.

А фильм вышел 100 лет назад, и сто лет назад Гоша воспринимался совсем по-другому. (не надо мне писать, что фильм вышел в 1979 году. Почему-то у некоторых моих комментаторов напрочь отсутствует чувство юмора и понимание, что такое гипербола, стеб, ирония и т.п.. Они буквально ВСЕ воспринимают буквально. Не надо быть такими, я почти всегда над всем подшучиваю. ;).

Так вот — для советской зрительницы на экране появлялся кумир женских сердец, красивый и обаятельный Алексей Баталов. Его герой одной рукой раскидывает хулиганов, второй рукой читает книги режет салаты, одновременно ведет интеллектуальные беседы про римских императоров, и еще «всегда решает все сам, просто на том основании, что он мужчина».

Семь самых умных женщин советского кино. Катя, «Москва слезам не верит»

А для любой советской женщины было заветной мечтой – найти умного, красивого, сильного, заботливого мужчину, который может взять на себя ответственность – и за нее и за себя. (и я уверена, что даже самые продвинутые современные феминистки в глубине души мечтают об этом же).

Семь самых умных женщин советского кино. Катя, «Москва слезам не верит»

Советские женщины грезили о мужчине, который интересен, эрудирован, не валяется целыми днями на диване перед телевизором с пивом. (Вспомните, как Гоша что-то там мастерит/починяет после работы, это тоже весьма показательный эпизод. Меньшов подчеркнул, что Гоша не такой, как все остальные бессмысленные никчемные мужички, на которых Катерина жаловалась подругам, пока они всем своим женским отрядом делали заготовки на зиму на даче).

Семь самых умных женщин советского кино. Катя, «Москва слезам не верит»

Так что, в те времена Гоша воспринимался как крутой мужик, этакий советский лихой супер-мачо.

Причем, любопытно, что даже его отношения с алкоголем не вызывали такой реакции, как сейчас.

Я родом из провинции, и у нас там до сих пор алкоголиком считается только тот, кто пропил последние штаны и валяется где-то в канаве. А все остальные взаимоотношения с алкоголем – это просто способ время провести и отдохнуть. (к сожалению, для многих единственный).

Бабы и сами могут бутылку купить, чтобы мужик выпил «с устатку» — он же, чай, трудился целый день, сердешный.

Эту женскую посконную лояльность к алкоголю и его количеству смешно обыграл Гоблин в «Двух сорванных башнях». (Пародийной версии «Властелина колец» Питера Джексона).

Там героиня убивается над папашей-алкоголиком, легко простив ему, что он выпил всего «литр-два».

Кстати, то, что Гоша ушел в запой от проблем на 9 дней, и то еще не факт. Он просто мог начать в субботу «культурно отдыхать» после работы, и тут же его и нашли. ( Кстати, всегда поражало, как Коля нашел человека в огромной Москве, зная про него только то, что он Гога и слесарь-алкоголик из НИИ).

А простая советская женщина-зрительница всю эту картину с пьющим Гошей – пустая комната в коммуналке, паутина по углам, брутальная грусть в глазах – воспринимала в 1980 году совсем не так, как современные девушки.

Семь самых умных женщин советского кино. Катя, «Москва слезам не верит»

У нее сердце заходилось от жалости – надо же обогреть болезного, комнату в порядок привести, отмыть, обстирать, пожалеть и приголубить. (А я думаю, никто не будет отрицать, что все происходящее на экране зрительницы всегда примеряют именно к себе).

И с советской точки зрения Гоша вовсе не был злобным мужским шовинистом и алкоголиком — он был прекрасным принцем. А Катерина — настоящей Золушкой, встретившей своего принца.

Причем она в фильме получала полный набор всего, о чем только можно было мечтать в советские времена – карьеру, завод, квартиру, машину, и настоящую любовь с брутальным мачо. А ведь это все котируется и при капитализме – и даже еще намного больше. Ну, за исключением алкоголика-слесаря. 🙂 Так ведь современная дама с карьерой, машиной, дачей просто быстро заменит его на какого-нибудь гламурного зожника — и все дела, завод-то при ней. 😉

Так что Катерина была вовсе не дурой, а, пожалуй, самой умной в советском кино, ибо получила полный комплект всяческих благ и плюшек – и моральных и материальных.

Семь самых умных женщин советского кино. Катя, «Москва слезам не верит»

И поэтому-то этот фильм так и популярен в народе – потому что всем хотелось увидеть, как это оно бывает – когда все-все на свете у тебя есть…

(Правда, мораль про сбитое масло и цену успеха уловили далеко не все).

А в следующей части моего хит-парада самых умных женщин советского кино — дама, которую тоже предлагали внести в список дур, но  я лично ею просто восхищаюсь…

Наталья Трубиновская

Читайте также:

Добавить комментарий