Жесткий фильм «Время отдыха с субботы до понедельника»
Я недавно посмотрела этот фильм, снятый в 1984 году. Он очень нетипичен для советского кино, может быть, поэтому я его по ТВ тогда ни разу и не видела. Хотя фильм сильный, и играют в нем гениальные Владислав Стржельчик, Алла Демидова, Алексей Баталов, Нина Ургант.

Сюжет — семья отправляется на шикарном теплоходе из Ленинграда на Валаам. Родители — состоявшиеся ученые, отец — директор института, взрослые дети — представители золотой молодежи.

Сразу, как только я начала его смотреть, меня удивил один художественный прием. Идет эпизод разговора отца и матери, и они говорят одновременно, но каждый о своем, не слушая друг друга.

И все это благополучие оказывается надстройкой, а в базисе все сложно. Мать всю жизнь любит другого человека, который погиб на войне. И потом на Валааме она встречает этого человека, который, оказывается, жив и находится в местном доме инвалидов.

Я не буду весь сюжет раскрывать, вдруг кто захочет пересмотреть. А на днях я прочитала рассказ «Терпение» Юрия Нагибина, по которому снят этот фильм. И вот там все еще намного жестче, страшнее и ужаснее.

Если кто не читал этот рассказ, советую — он короткий, емкий и достаточно современный, хотя и написан в 1982 году.
Тогда впервые заговорили публично об инвалидах войны, которые жили в таких вот бывших монастырях, домах инвалидов и т.п.
После перестройки эту тему начали разгонять до ужасов — что, мол, свозили их туда насильно, что морили голодом, бросали в грязи, унижали и т.п.
Я потом нашла очень интересный и огромный материал на эту тему — запись в ЖЖ «Дом инвалидов на Валааме«. Там собрано все на эту тему, статьи, фото, воспоминания, журнальные статьи и т.п. Есть все — и страшное, и смешное, и трогательное.

Воскресенский скит, 1960-е годы.
Но! Главное, что никто никого насильно не свозил, за всеми ухаживали, за самыми тяжелыми инвалидами, которые не видели, не слышали и у которых не было рук и ног.

Персонал дома инвалидов.
Чтение тяжелое, но интересное, я читала два вечера подряд, узнала очень много нового. В общем, никаких ужасов режима там не было.
Разве что меня очень неприятно покоробила история о том, как власти поселили психически больных в Никольском ските, и они там ободрали все иконы, разбили все и растащили. Но это все в целом везде по Валааму и по стране было — храмы ломали, церковное имущество растаскивали, разбивали, уничтожали. Страшное дело вообще-то.
Кстати, как раз в 1984 году, когда был снят фильм, инвалидов перевезли в другое место. Храмы начали восстанавливать, и Валаам вновь стал жемчужиной Севера.

Никольский скит сейчас.
Вообще — странно так всегда все за все цепляется. Посмотрел кино, прочитал рассказ, и потом так глубоко погружаешься в тему и узнаешь совершенно новый пласт истории…
Напомню, что также я писала о том, что «А на небе тучи», «Выйду ночью в поле с конем» и «Деревянные церкви Руси» написал один и тот же поэт.
Моя страница в Контакте: Кунсткамера Натальи Трубиновской